Изучение белорусского календарно-обрядового комплекса прошло длительный и многослойный путь, который условно делится на шесть этапов.
Первый, ранний этап (середина XII – XVIII вв.) представлен случайными сведениями в летописях, церковных и полемических произведениях, зарубежных хрониках. Здесь фиксируются остатки языческих представлений, календарная терминология, а также астрономические и метеорологические наблюдения.
Второй этап (начало XIX – 1860-е гг.) отмечается целенаправленным сбором фольклорно-этнографических материалов, в том числе во время экспедиций. В это время формируется белорусская фольклористика, хотя доминируют польская и российская научные школы. Особую роль сыграли труды М. Черновской, З. Даленги-Ходаковского, Л. Юцевича, П. Шпилевского.
Третий этап (1870-е гг. – начало 1920-х гг.) характеризуется повышением качества и систематизацией материалов. Исследователи фиксируют не только тексты, но и мелодии, что позволяет выделить ритуальный канон. Большой вклад внесли П. Шейн, Е. Романов, М. Никифоровский. Особое значение имеет трёхтомный труд Е. Карского «Белорусы», где впервые была предложена целостная классификация календарных песен и обрядов.
Четвёртый этап (1920–1930-е гг.) связан с институционализацией белорусской науки в БССР. Инбелкульт и Центральное бюро краеведения организовывали экспедиции, разрабатывали программы сбора фольклора, издавали журнал «Наш край». Хотя значительная часть собранных материалов была утрачена во время войны, именно тогда были заложены основы системного изучения.
Пятый этап (1945–1991 гг.) отмечается возобновлением исследований после войны и созданием Института искусствоведения, этнографии и фольклора АН БССР. Организуются масштабные экспедиции по всем областям, формируется фольклорный архив, готовится многотомное издание «Белорусское народное творчество». Активно включаются в работу вузы, особенно БГУ, где открывается лаборатория белорусского фольклора.
Шестой этап (с 1991 г. до наших дней) характеризуется расширением фактической базы и новыми методологическими подходами. Исследователи используют междисциплинарные методы, антропологическую трактовку обряда, концепцию его как системы кодов. Особое внимание уделяется трансформации обрядности в городской среде, процессам ревитализации и модернизации.
Таким образом, историография изучения белорусского календаря прошла путь от случайных упоминаний в средневековых источниках до современных междисциплинарных исследований, рассматривающих обрядность как сложную систему культурных смыслов.
Черновская Мария, белорусская и польская фольклористка, этнограф начала XIX в. В журнале «Dziennik Wileński» («Виленский дневник», 1817, т. 6) опубликовала первую в белорусской этнографии и фольклористике специальную статью «Остатки славянской мифологии, сохраняющиеся в обычаях сельского люда на Белой Руси». Материалы собрала в имении Губинщина и окрестных деревнях Чериковского уезда Могилёвской губернии. Это был первый поворот к поэзии белорусского народного календаря как к источнику познания народного мировоззрения. Подробно описала народное празднование Купалья, Радоницы, «зелёных святок». Проследила характерные для Могилёвщины особенности этих обрядов, связанные с ними поверья народа. Впервые опубликовала белорусские народные песни в оригинале с нотами («Купала на Ивана», «Русалочки, земляночки», «Мы веночки свили», «На Троицу мы венки вили» и др.) с особенностями говора Чериковщины. Её материалы использовал в своих исследованиях Л. Голомбёвский.
Труды:
Фалютынский Казимир, фольклорист, этнограф XIX в. Выходец из Витебщины. Записывал образцы устно-поэтического творчества в окрестностях Витебска, Полоцка, Лепеля, Суража и др. Его наблюдения и записи легли в основу работы «Народные праздники, увеселения, поверья и суеверные обряды жителей Белоруссии» (1828), напечатанной в журнале «Вестник Европы». В ней Фалютынский затронул тему почитания усопших, дал краткие сведения о Радонице, Поминках. Среди календарных обрядов описал Коляды, зажинки, дожинки, увозки, окладины, талаку и др. фрагменты земледельческого цикла белорусского крестьянина. Приведённые им записи не всегда отличались точностью и были лишены паспортизации.
Труды:
Мухлинский Антон Осипович (1808–1877), этнограф, востоковед. Профессор тюркологии (1839). Окончил уездное училище в Молодечно. Учился в Виленском (с 1822) и Петербургском (с 1828) университетах. Путешествовал по Турции и Египту. В Петербургском университете преподавал арабский и турецкий языки, историю и географию Турции, в 1859–66 гг. – декан факультета восточных языков.
Исследовал культуру татар в Беларуси, особенно пословицы и поговорки, заговоры, суеверия, чары, приметы, изучал их письменные памятники – китабы. В статье «Праздники, забавы, предрассудки и суеверные обряды простого народа в Новогрудском повете Литовско-Гродненской губернии» («Вестник Европы», 1830, ч. 172) сделал описание календарных и семейных обрядов, определил их место в жизни народа как дань древней традиции. Задушный день описан под влиянием поэмы «Дзяды» А. Мицкевича. Описал также дожинки и т. н. дасевки. Использовал произведения польской романтической поэзии как источник фольклорно-этнографического материала, поэтому в описании предания о озере Свитязь копировал балладу А. Мицкевича.
С его «Исследования о происхождении и состоянии литовских татар» (1857) началось изучение белорусских текстов, написанных арабским письмом, отрывки из которых впервые транслитерировал Мухлинский. Автор «Словаря выражений, которые пришли... в наш язык из восточных языков...» (1858) и др.
Труды:
Голембёвский Лукаш (1773–1849), польский историк, этнограф, переводчик, архивист. Окончил школу пиаров в Дубровице на Полесье. Работал библиотекарем у историка Т. Чацкого. В 1818–23 гг. библиотекарь в Пулавы. С 1818 г. член Общества друзей наук, которое направляло к сбору народного творчества, в 1824–31 гг. его секретарь (уволен после восстания 1830–31). С 1827 г. профессор литературы педагогического института. Был знаком с З. Даленгой-Ходаковским. В книге «Народ польский, его обычаи и суеверия» (1830) поместил описания белорусских обрядов и обычаев, взятые из трудов З. Даленги-Ходаковского, М. Черновской и др. Белорусские материалы есть в его книге «Игры и забавы различных сословий во всей стране или только в некоторых провинциях» (1831). Впервые в этнографической литературе описал обряд Куст на Полесье, опубликовал легенды о цветке папоротника, дожиночную песню, ноты белорусских купальских и русальных песен. Описывал быт, народные обряды, обычаи, праздники, фольклор белорусов и др.
Труды:
Чечот Ян (1796–1847), белорусский и польский поэт, фольклорист, переводчик. Окончил Новогрудскую доминиканскую школу (1815). Учился в Виленском университете (1815–16). Работал в бюро по упорядочению архивов князей Радзивиллов (Вильна), на Лепельщине и в библиотеке Хрептовичей на Новогрудчине. С 1818 г. член общества филоматов. Собирал белорусские народные песни, сказки, загадки, пословицы и др. В записях фольклорных произведений стремился сохранить особенности белорусских говоров, точность в описании народных обычаев и обрядов. Собрал около тысячи аутентичных белорусских народных песен и в 1837–46 гг. издал их в шести сборниках под названием «Деревенские песенки» (Piosnki wieśniacze), куда вошли песни в переводе на польский язык и в оригинале, пословицы, поговорки, словарь непонятных слов из песен с польскими соответствиями и собственные белорусские стихи.
Среди песен календарного цикла выделяются волочебные, или пасхальные, юрьевские, или весенние, купальские, или святойанские, колядные, или Рождества Христова, жатвенные, или летние, дожиночные. Впервые в белорусской фольклористике сделана попытка научной классификации и жанрово-тематического анализа собранного фольклорного материала, оценки ценности и значения белорусского фольклора в развитии национальной литературы и культуры.
Труды:
Рыпинский Александр Феликсович (1809–1886), белорусский и польский поэт, фольклорист, график, книгоиздатель. Окончил Витебскую гимназию. В 1829–30 гг. учился в школе прапорщиков в Динабурге (ныне Даугавпилс, Латвия), где сошёлся с В. Кюхельбекером. Участник восстания 1830–31. В одном из столкновений с неприятелем потерял ранец с фольклорными записями. С 1832 г. в Париже. Был близок с А. Мицкевичем. В ноябре 1839 г. в Париже на заседании Польского литературного общества прочитал реферат о белорусских народных песнях.
В фольклорно-этнографическом исследовании «Беларусь» (Париж, 1840) первым в истории белорусской фольклористики систематизировал произведения устно-поэтического творчества белорусского народа. Выделял песни религиозные (так называл волочебные и колядные), свадебные, похоронные, исторические, танцевальные, песни о любви и др. Всесторонне описал обряд волочебничества с начинальником и механошем. С 1846 г. в Лондоне. После возвращения на родину (1859) продолжал записи белорусского устно-поэтического творчества.
Труды:
Тышкевич Константин Пиевич (1806–1868), археолог, этнограф, историк, краевед. Член Московского археологического общества (1864). Окончил Виленский университет (1828). В 1828–36 гг. работал в министерстве финансов в Варшаве. Участник восстания 1830–31. С 1836 жил в Логойске, где основал музей древностей, собрал архив древних рукописей, коллекцию художественных произведений, ценную библиотеку. Один из основателей Виленского музея древностей, член Виленской археологической комиссии. В 1857 организовал экспедицию по Вилии. Участвовал в этнографической выставке в Москве (1867). Быт белорусов и литовцев, их обряды, обычаи, фольклор описал в монографии «Вилия и её берега» (1871, на польском языке). Исследовал около 200 курганов, городищ, замчищ в Минской губернии, составил первые топографические планы городищ.
Труды:
Тышкевич Евстафий Пиевич (1814–1873), археолог, этнограф, историк, фольклорист. Почётный член Петербургской и Стокгольмской АН, Лондонского археологического института. Окончил Минскую гимназию (1831). С 1832 работал в библиотеках Петербурга. С 1835 находился на службе в канцелярии виленского, затем харьковского генерал-губернатора. С 1840 – почётный попечитель школ, с 1844 – маршалок шляхты Борисовского уезда. В 1847 в Минске – член временной комиссии по разбору и изданию древних актов, грамот и привилеев XVI–XVIII вв. городов Минской губернии. С 1848 – куратор Минской гимназии, с 1855 – куратор и попечитель Виленского музея древностей. Организовал и возглавил Виленскую археологическую комиссию. После восстания 1863 освобождён от всех должностей.
Автор книги «Описание Борисовского уезда» (1847, на польском языке), в которой собраны географические, природно-климатические, исторические, экономические, сельскохозяйственные, религиозные, архитектурные, статистические сведения по г. Борисову и Борисовскому уезду. В этой книге помещены семейные (около 160 свадебных песен) и календарные обряды, обычаи, праздники (Коляды, Пасха, Купалье, зажинки, дожинки, Дзяды, Спас и др.), верования, включено более 400 пословиц, поговорок и др. метких народных выражений. Е. Тышкевич первым из белорусских этнографов ввёл в научный оборот термин «годовой земледельческий календарь».
Труды:
Зенькевич Ромуальд Симонович (1811–1868), фольклорист, этнограф, археолог, педагог. Окончил Виленский университет (1830). Преподавал в частных домах, Росской уездной школе, в доме князей Друцких-Любецких в Лунине на Пинщине. Исследовал материальную и духовную культуру белорусского народа: записывал народные сказки, песни, легенды, предания, обряды и обычаи, верования и др. Самая ранняя публикация – очерк о вождении «Козы» на Коляды (1843).
Специальный очерк о полесском фольклоре «Народные песни, собранные на Пинщине и переведённые Р. Зенькевичем» опубликовал в журнале «Atheneum» (1847, т. 4), в котором описал колядки, песни весеннего и летнего циклов белорусского крестьянина и др.; пытался классифицировать их по народному хозяйственному календарю. Сохранял специфические особенности местных диалектов.
В сборнике «Народные песенки пинского люда» (Ковно, 1851) поместил 219 народных песен, записанных над Пиной, Припятью и Цной, – колядные, весенние, купальские, жатвенные, толочные, свадебные и др. Описал местные календарные и семейные обряды. Комментарии к этим песням расширил и с дополнениями опубликовал в статье «Об урочищах и обычаях пинского люда, а также о характере его песни» (Biblioteka Warszawska, 1852, т. 4; 1853, т. 1).
В статье в общеславянском контексте дал подробное описание трудовых процессов, нравов, обычаев народа, календарных и семейных обрядов, верований, затрагивал вопросы генезиса народной песни и др. Впервые широко рассказал о древнем весеннем обряде Куст, похоронных обрядах и обычаях, поминальном обряде Дзяды. Фольклорные и этнографические материалы Зенькевича перепечатывали Ю. Крачковский, О. Кольберг и др.
Труды:
Анимеле Николай, этнограф и краевед XIX в. Вольноотпущенный крестьянин Витебской губернии. По программе Русского географического общества собирал фольклор, записывал обряды, обычаи и др. В работе «Быт белорусских крестьян» (Этнографический сборник. СПб., 1854. Вып. 2) опубликовал материалы о семейных и календарных праздниках, обрядах и обычаях белорусов Витебской губернии. Очень подробно описал свадьбу. Анимеле оставил наглядное свидетельство того, как проходил Филиппов пост, справлялась Кутья, праздновались Коляды, Масленица, Пасха, Юрьев день, происходили дожинки и толоки. Привёл сведения о жилище, одежде, пище, орудиях труда, домашней утвари и др. В исследование включил также песни, предания и верования, пословицы и поговорки, остроумные высказывания и др.
Труды:
Киркор Адам Гонорий Карлович (1818–1886), этнограф, историк, археолог, публицист, издатель, литературовед, общественный деятель. Член-корреспондент Императорского археологического общества (1856), член Русского географического общества (1857), Академии наук в Кракове (1873). Учился в Могилёвской гимназии (1832–34), окончил Виленский дворянский институт (1838). В гимназии заинтересовался белорусским фольклором и этнографией, мифологией, сказками, легендами, преданиями, семейным и хозяйственным бытом крестьян. Был под влиянием мифологической школы.
Издавал альманахи «Radegast» («Радегаст», 1843), где напечатал фольклорно-этнографическую статью Р. Зенькевича «О народных песнях пинского люда»; «Pamiętniki umysłowe» («Умственные дневники», т. 1–3, 1845–46), где публиковал белорусский фольклорный и этнографический материал. С 1850 редактировал «Памятную книжку Виленской губернии». Выезжая в провинцию, собирал фольклорно-этнографические материалы: народные песни, легенды, предания, пословицы и поговорки, делал описания обрядов и др. В 1855 с Е. Тышкевичем участвовал в организации музея древностей в Вильне. Был секретарём Виленской археологической комиссии.
В 1857–58 издавал альманах «Teka Wileńska» («Виленский сборник»), где поместил краеведческий очерк «Минск», белорусские фольклорно-этнографические материалы. Особенно ценна для белорусской науки его работа «Этнографический взгляд на Виленскую губернию» (Этнографический сборник. СПб., 1858. Вып. 3). Изучал материальную и духовную культуру белорусов. Описал обряды родин, свадьбы, земледельческие народные праздники, танцы и игры. В работе более 100 белорусских народных песен, 200 пословиц и поговорок, словарь белорусского языка, заимствованный частично у Я. Чечота. К статье без указания источника присоединил песни из других местностей, записанные Я. Чечотом. Подробно описал праздники Дедов, Коляд, Купалья, дожинок и др. Описание иллюстрировал обрядовыми песнями, легендами, преданиями, пословицами и др. фольклорными произведениями. Считал, что в Беларуси самые богатые мифологические предания и песни, обрядовые обычаи.
С 1860 редактировал и издавал газету «Виленский вестник». С 1871 в Кракове. Народные песни без ссылок заимствовал из трудов Я. Чечота, Е. Тышкевича. Например, песни из Борисовщины и Новогрудчины механически присоединял к песням Виленщины, что снижало научную ценность его исследований. В издание «Живописная Россия» (т. 3, 1882) написал 18 очерков о Беларуси: о природе, археологии, занятиях населения, верованиях, фольклоре и культуре белорусов. Подробно описал семейные и календарные праздники, обряды и обычаи, игры и танцы. В народном творчестве искал элементы архаики, рассматривал их через призму мифологии.
Труды:
Шпилевский Павел Михайлович (1823–1861), белорусский этнограф, фольклорист, писатель, журналист, публицист. Кандидат богословия (1847). Учился в Слуцком духовном училище, в Минской духовной семинарии (1843), в Санкт-Петербургской духовной академии (1847). Печатался под псевдонимами Древлянский, Знакомый человек, Барон Икс. Исследовал и популяризировал фольклор, мифологию, этнографию и историю Беларуси. Делал попытку создания словаря и грамматики белорусского языка.
Наибольшую популярность Шпилевскому принесли циклы беллетризованных очерков, опубликованных в русской периодической печати. Особенно примечателен очерк «Путешествие по Полесью и Белорусскому краю» (1853–55), в котором помещены этнографические и фольклорные материалы, описания белорусских городов и местечек. В очерке «Беларусь в характеристических описаниях и фантастических её сказках» (1853–54, 1856) сделано описание семейно-бытовых обрядов и обычаев, представление волшебных сказок; содержит информацию о белорусской ярмарке, колядных вечёрках, волочебниках, свадебных обрядах жителей Витебской, Могилёвской и Минской губерний.
Автор драматургического произведения «Дожинки: Белорусский народный обычай. Сценическое представление в двух действиях с хорами, песнями, хороводами и танцами белорусскими» (1857). Исследовал историю, язык и фольклор литовского народа («Очерки Жмуди», 1855).
Труды:
Бессонов Пётр Алексеевич (1828–1898), русский фольклорист-славист, публицист, историк литературы. Окончил Московский университет (1851?). В 1864–67 работал председателем Виленской археографической комиссии, директором Виленской публичной библиотеки и др., входил в состав комиссии по реорганизации Виленского музея древностей. Ближе познакомился с белорусской историей, культурой, фольклором. Разделял взгляды мифологической школы.
Основу сборника «Белорусские песни» (вып. 1, 1871) составили материалы корреспондентов, присланные П. Киреевскому и П. Бессонову. Жанровое богатство белорусского фольклора и традиционную обрядность воспринимал с точки зрения православия и народности в её патриархальном значении. Подчёркивал архаичность и самобытность традиционной культуры белорусов.
Большинство текстов сборника составляют образцы календарно-обрядовой поэзии: песни колядные, масленичные, волочебные, юрьевские, купальские, петровские, кустовые, никольские, распределённые в соответствии с периодами земледельческого календаря года. Есть и отрывок из батлейки. В фольклорных работах сопоставлял обряды и обычаи, песни разных славянских народов.
Труды:
Гильтебрандт Пётр Андреевич (1840–1905), русский археограф, этнограф, историк, фольклорист. Учился в Московском университете (1861–62). С 1865 по приглашению П. Бессонова – помощник архивариуса Виленского центрального архива древних актовых книг, заведующий отделом рукописей Виленской публичной библиотеки. С 1871 – в Археографической комиссии в Санкт-Петербурге, с 1897 – в Министерстве народного просвещения.
В газетах «Виленский вестник», «Литовские епархиальные ведомости» под псевдонимами печатал статьи и рецензии по народному творчеству. Северо-Западный отдел Русского географического общества передал ему фольклорно-этнографические материалы, собранные в Беларуси учениками Молодечненской учительской семинарии.
Часть из них (300 песен календарно-обрядового и семейно-обрядового циклов и др., 151 пословица, 93 загадки, записанные преимущественно в Брестском, Кобринском, Слонимском, Волковысском, Пружанском, Бельском, Белостокском, Новогрудском, Пинском, Дисненском, Виленском уездах) П. Гильтебрандт издал в книге «Сборник памятников народного творчества в Северо-Западном крае» (вып. I, 1866).
Все материалы в сборнике паспортизированы. Встречаются непоследовательности в передаче языка диалектов местности. Материал для сборника отобран тенденциозно: рядом с народными произведениями помещены искусственные, псевдофольклорные, стихи литературного происхождения. Тексты правились произвольно. За это П. Гильтебрандта критиковали исследователи белорусского устно-поэтического творчества.
Издавая белорусский фольклор, издатель руководствовался политическими взглядами, доказывал, что Беларусь – это часть России. Белорусский фольклорный материал, который он собирался издать во 2-м выпуске, хранится в Российской национальной библиотеке (г. Санкт-Петербург). П. Гильтебрандт организовал ряд экспедиций в Беларусь для выявления рукописных материалов и редких книг.
Труды:
Дмитриев Михаил Алексеевич (1832–1873), русский и белорусский этнограф, фольклорист, педагог. Окончил Главный педагогический институт в Петербурге (1853). С 1853 – учитель дворянского училища, директор гимназии в Новогрудке. В 1867–73 – инспектор, директор Гродненской дирекции народных училищ. Член Русского географического общества (вышел в 1872).
Исследовал материальную и духовную культуру белорусского народа, записывал и изучал белорусский фольклор. Печатался в газетах «Виленский вестник», «Минские губернские ведомости», «Гродненские губернские ведомости», журналах «Вестник Западной России», «Вестник Императорского Русского географического общества», «Памятная книжка Виленского генерал-губернаторства на 1868 год», «Памятная книжка Гродненской губернии на 1869 год» и др.
Сделал описания многочисленных обычаев, обрядов, крестьянского быта, верований («Свадебный обряд в деревнях Новогрудского уезда», 1861; «Описание похорон и дедов в Новогрудском уезде Минской губернии», «Обряды и обычаи западнорусских крестьян», оба 1867; «Нравы и обычаи западнорусского народа», 1868; «Несколько сведений о домашнем быте крестьян северо-западных губерний», 1869, и др.).
Собирал белорусское народное устно-поэтическое творчество, особенно топонимические и мифологические легенды, предания, былички, сказки, пословицы, поговорки и произведения других жанров фольклора. Издал сборники белорусской народной поэзии «Опыт собирания песен и сказок крестьян Северо-Западного края» (1868) и «Собрание песен, сказок, обрядов и обычаев крестьян Северо-Западного края» (1869; вошли 277 календарно-обрядовых, семейно-бытовых, внеобрядовых песен, 8 сказок, описания обрядов, народных игр, забав, танцев). Для своих работ иногда использовал записи других фольклористов. Из сборника М. Дмитриева заимствовал народные произведения Ю. Крачковский.
Труды:
Крачковский Юльян Фомич (1840–1903), фольклорист, этнограф, историк, педагог. Окончил Санкт-Петербургскую духовную академию (1861). Отказавшись от духовного сана, преподавал в Молодечненской учительской семинарии, работал инспектором народных училищ Виленского учебного округа, директором Полоцкой учительской семинарии, Виленского учительского института, Туркестанской учительской семинарии. В 1888–1902 – председатель Виленской археографической комиссии.
В работе «Очерки быта западнорусского крестьянина» (1869) подробно описал белорусский родильный обряд, воспитание детей, их труд с малых лет. Материалы прислали учителя, бывшие воспитанники Молодечненской учительской семинарии. Первый из этнографов и фольклористов основательно описал детские игры, показал их богатство и большое разнообразие.
Фольклорно-этнографический сборник «Быт западнорусского крестьянина» (1874) посвящён семейным и календарно-аграрным обрядам и праздникам. Материалы собраны в Борисовском, Белостокском, Ошмянском, Брестском, Вилейском, Новогрудском, Слонимском, Сенненском, Чериковском и др. уездах. Кроме материалов, взятых из публикаций Я. Чечота, Е. Тышкевича, П. Гильтебрандта, Р. Зенькевича и др., Ю. Крачковский использовал и новый материал, вероятно, собранный самим (всего около 200 песен, 90 пословиц и поговорок, много верований и поверий и др.).
Труды:
Берман Иван Андреевич (1830-е – 1893), этнограф, фольклорист и краевед. Член Русского географического общества. Окончил Литовскую духовную семинарию (1857). Служил священником Воложинского прихода Ошмянского уезда, затем – в Кобринском уезде. С 1868 в Вильне. Печатался в «Литовских епархиальных ведомостях», «Виленском вестнике», «Виленском календаре».
Изучал белорусские народные обряды, обычаи, верования, суеверия, приметы, собирал материалы о календаре и метеорологии. За статью «Народный дневник жителей Ошмянского уезда Виленской губернии» награждён бронзовой медалью Русского географического общества (1867) и приглашён его Северо-Западным отделом участвовать в написании трудов по этнографии белорусско-литовского края.
О народных способах исчисления времени рассказал в серии статей «Порядок народного исчисления времени и праздничные обычаи в Северо-Западной Руси» (1869) и в очерке «Календарь по народным преданиям в Воложинском приходе Виленской губернии Ошмянского уезда» (1873), в которых показал, как неграмотный крестьянин по памяти определял отрезки времени по определённым событиям в его жизни или по праздничным циклам, давая при этом их подробные описания и подчёркивая в праздновании религиозных праздников элементы язычества.
Работам И. Бермана свойственны широкий охват сведений, хорошая ориентация в народном материале и умение его классифицировать, точность наблюдений, детальность в описаниях.
Труды:
Максимов Сергей Васильевич (1831–1901), русский и белорусский этнограф, фольклорист, писатель. Учился в Московском университете и Петербургской медико-хирургической академии. По заданию Русского географического общества в 1866 начал исследование фольклора и этнографии Беларуси с целью определить этнические границы между белорусами, русскими, украинцами и поляками и на основе говоров, фольклора и этнографии изучить региональные особенности белорусов и украинцев на правом берегу Днепра.
В 1868 объехал Смоленскую, Могилёвскую, Витебскую и Минскую губернии. Материалы экспедиции опубликовал в трудах «Жебрающая Русь Христа ради» (1877), «Белорусы Смоленщины с соседями» (1882), «Недаром слово говорится» (1889), «Крылатые слова» (1890).
На основании собственных полевых исследований впервые показал фольклорно-этнографическую уникальность восточной границы современной Брянщины, где сосуществовали все три восточнославянских этноса. В трудах С. Максимова с белорусско-русского пограничья зафиксировано большое количество песен («Ой, летели гуси да из-под Белой Руси»), пословиц, преданий, легенд, с помощью которых он определял этнические черты и границы.
Труды:
Насович Иван Иванович (1788–1877), языковед-лексикограф, фольклорист, этнограф. Окончил Могилёвскую гимназию и духовную семинарию (1812). Работал учителем, инспектором Оршанского, ректором Мстиславского и Могилёвского духовных училищ (1813–1822), заведующим, надзирателем, преподавателем Динабургской гимназии, Молодечненского и Свенцянского дворянских училищ (1822–43). С 1843 в отставке. Поселился в г. Мстиславле, занялся научной работой.
Много путешествовал по Беларуси, что дало возможность собрать богатый лексический, фразеологический и фольклорный материал. Сотрудничал с Отделением русского языка и словесности Петербургской АН, Археографической комиссией, Отделением этнографии Русского географического общества.
В 1850 прислал в Отделение русского языка и словесности Петербургской АН рукописи трудов «Краткие филологические наблюдения над белорусским говором», «Небольшой белорусский словарь», «Сборник белорусских пословиц» (около 1000 номеров). В 1852 опубликовал сборник «Белорусские пословицы и поговорки» с объяснением к ним.
По предложению Отделения русского языка и словесности составил первый исторический словарь белорусского языка «Алфавитный указатель древних белорусских слов, выбранных из Актов, относящихся к истории Западной России», где разъяснено около 13 тысяч слов и понятий.
В 1864 переехал в Петербург, работал в архиве Публичной библиотеки (до 1870), сотрудничал с Русским географическим обществом (с 1865 член-сотрудник Отделения этнографии). В 1867 издал «Сборник белорусских пословиц» (переиздан в 1869, отдельное издание 1874). В изданиях – 3500 пословиц, поговорок, проклятий, насмешек, шуток, скороговорок, преданий, приветствий, прозвищ, каламбуров, дразнилок и др.
В 1868 вышел сборник «Белорусские пословицы и загадки». Ценные фольклорно-этнографические материалы помещены в «Словаре белорусского языка» (1870), в который включено более 30 тысяч слов.
В предисловии к сборнику «Белорусские песни» (1873) И. Насович рассмотрел некоторые семейные, календарные обряды и обычаи крестьян: Коляды, Благовещение, Вербное воскресенье, Пасху, Юрьев день, Радоницу, Купалье, Деды и др.
Около трети текстов без указания источника заимствования взято из трудов Я. Чечота и Е. Тышкевича. В сборнике – 243 свадебные песни, а также колядки, жатвенные, шуточные, застольные, любовные, рекрутские, солдатские, антикрепостнические песни, баллады, колыбельные и др.
Труды:
Шейн Павел Васильевич (1826–1900), белорусский и российский этнограф и фольклорист. Учился в немецкой школе при лютеранской церкви Святого Михаила в Москве. В 1850 – начале 1860-х гг. преподавал, в том числе в Яснополянской школе Л. Толстого. В 1865–73 преподавал в Витебской гимназии, в 1873–79 работал в Шуе, Зарайске, Калуге, с 1881 в Петербурге. Собирательскую деятельность начал в 1850-е гг. под влиянием славянофилов. Создал широкую сеть корреспондентов, среди которых были А. Богданович, Л. Кондратович (В. Сырокомля), Я. Карский, Ю. Крачковский, М. Никифоровский, З. Радченко и др.
В 1867 с позиций мифологической школы разработал и издал в Витебске «Программу для собирания памятников народного творчества», которую разослал по всей Беларуси. Она состояла из введения и трёх разделов – «Что записывать?», «От кого записывать?», «Как записывать?». Советовал записывать в первую очередь семейные обряды, далее – календарные праздники. В отдельный пункт программы выделил поверья, суеверия, приметы, предания, заговоры. Сюда же включил сказки, загадки, игры, а также различные обряды и названия местностей и урочищ. В последнем (третьем) пункте перечислил группы песен, которые нужно записывать в первую очередь. При описании обрядов Шейн предлагал приводить тексты песен, которые поются в определённые моменты исполнения обряда.
Путешествовал по Беларуси. Составитель сборников «Русские народные песни» (1870), «Белорусские народные песни» (1874, помещено более тысячи песен, десять сказок, легенд и преданий, а также описания обрядов, в конце – примечания к песням и небольшой словарь), «Великорус в своих песнях, обрядах, обычаях, верованиях, сказках, легендах и т. п.» (т. 1, вып. 1–2, 1898–1902). Основные фольклорно-этнографические материалы помещены в труде «Материалы для изучения быта и языка русского населения Северо-Западного края» (т. 1–3, 1887–1902).
1-й том «Бытовая и семейная жизнь белоруса в обрядах и песнях» состоит из 2 частей. В первой приведены описания крестин, колядных, масленичных, купальских и жатвенных обрядов в сопровождении песен. В приложении тома помещены нотные записи 17 песен. Вторая часть 1-го тома посвящена описанию свадебных и похоронных обрядов с приведением фольклорных текстов. Во 2-м томе помещены повествовательные жанры белорусского фольклора. 3-й том был издан после смерти Шейна усилиями В. Ламанского и Я. Карского. В нём помещены материалы по материальной культуре (пища, жильё, одежда).
Труды:
Никифоровский Николай Яковлевич (1845–1910), этнограф и фольклорист. Действительный член Общества любителей естествознания, антропологии и этнографии Московского университета (с 1890), Русского географического общества (с 1897). Окончил Витебскую духовную семинарию (1867). Преподавал в Витебске и Витебской губернии, Свислочской и Молодечненской семинариях.
С 1860-х гг. изучал быт и народную культуру Беларуси: записывал песни, пословицы, бытовые рассказы. Сотрудничал с П. Шейном. Издал около 20 трудов по этнографии, фольклору и истории Витебщины.
В «Очерках Витебской Беларуси» (ч. 1–8, 1892–99) включил статьи «Дударь и музыка» и «Игры и игроки» о музыкальной культуре белорусского народа, играх детей, молодёжи и взрослых Витебщины (свыше 60). Автор «Очерков простонародной жизни-бытия в Витебской Беларуси и описаний предметов обихода (Этнографические сведения)» (1895). Его сборник «Простонародные загадки» (1898) по количеству материала превосходит сборники И. Насовича, Е. Романова, П. Шейна и др.
В труде «Простонародные приметы и поверья, суеверные обряды и обычаи, легендарные сказания о лицах и местах» (1897) опубликовал 2307 народных примет, поверий, суеверий, обрядов, обычаев, средств народной медицины и ветеринарии, а также легенд и преданий об исполинах, происхождении озёр, болот, гор и др., с примечаниями и ссылками к отдельным словам и терминам и алфавитным указателем, где был собран материал.
В труде «Нечистики. Сбор простонародных в Витебской Беларуси преданий о нечистой силе» (1907) отражены древние верования, суеверия и предрассудки белорусов. Сделал систематическое научное описание белорусской демонологии, опираясь на народные легенды и предания, верования белорусов.
Труды:
Булгаковский Дмитрий Гаврилович (1845–1918?), этнограф, фольклорист, краевед. Окончил Минскую духовную семинарию (1869). В 1902 сложил с себя духовный сан, работал учителем в Волковыске. Печатал фольклорно-этнографические и другие материалы в газетах «Новое время», «Санкт-Петербургские ведомости», «Виленский вестник», «Минские губернские ведомости» и др. Опубликовал работу «Белорусские песни. Волочебные» (1868, записаны в Борисовском уезде).
Основной фольклорно-этнографический труд – «Пинчуки» (1890), материалы для которого собраны в 1870-е гг. Издание посвящено духовной культуре населения центральной части Полесья. Зафиксировал множество календарных и семейных обрядов (колядных, вождение «козы», весенних, летних, купальских и др.), легенд и преданий, суеверий, поверий полешуков. В сборнике более 530 народных произведений.
Описал местные обряды, обычаи, приметы, гадания, предрассудки, суеверия, былички и др. Основное место занимают песни, которые фольклорист считал воплощением народного духа, его художественных способностей, ума, умения выражаться красиво. Весь песенный материал Булгаковский разместил жанрово-тематически в соответствии с принадлежностью к определённым группам. Начал годовой цикл с песен колядных и щедровок.
Собранные песни делятся на основные группы: колядные, весенние, троицкие-сёмушные (пели девушки, которые устраивали хороводы, водили танки; в песнях – мотивы любви и будущего замужества), летние (связь с работой, жалобы на судьбу, неласковых свёкра и свекровь), лирические любовные, семейно-обрядовые, внеобрядовые. Каждой жанровой группе даётся небольшая характеристика. Песни, собранные Булгаковским, – подлинные образцы песенного творчества белорусского народа, хорошо сохранили языковой пласт местного диалекта. В конце сборника приводится описание обрядов и обычаев (Коляды, Купалье и др.), легенды о аисте и медведе, поверья о нечистой силе и др.
Труды:
Дембовецкий Александр Станиславович (1840 – после 1914), краевед, общественный деятель. Окончил Киевский университет. В 1872–93 – могилёвский губернатор, с 1893 – сенатор. Инициатор открытия в Могилёве историко-этнографического музея (1879). Организатор иллюстрированного издания (материал собирался по его программе) и редактор коллективного труда «Опыт описания Могилёвской губернии в исторических, физико-географических, этнографических, промышленных, сельскохозяйственных, лесных, учебных, медицинских и статистических отношениях» (кн. 1–3, 1882–84), в котором дана характеристика основных занятий населения, материальной и духовной культуры жителей Могилёвщины.
В 1-й книге помещены исторический, физико-географический и этнографический очерки губернии (в 1884 как приложение к ней Дембовецкий издал «Свадебные песни белорусские»). Проведено описание семейного быта населения с календарём праздников на каждый месяц и на целый год. Раскрыты календарные обычаи и обряды крестьян, бывшей шляхты, мещан, старообрядцев.
В издании напечатаны впервые записанные белорусские народные песни (более 500 единиц) календарного цикла (зимние, весенние, летние, осенние и др.), свадебные (316 номеров), религиозные. Подавляющее большинство опубликованных произведений классифицировано, материалы хорошего качества. Опубликован материал о народном театре: колядные игры «Коза», «Кобыла», «Медведь», хождения со звездой и батлейкой. Описано представление народного кукольного театра батлейки «Царь Ирод».
Труды:
Радченко Зинаида Фёдоровна (1839–1916), фольклористка и этнограф. Действительный член Русского географического общества (1887). Хорошо знала быт, обычаи, обряды и поверья, устно-поэтическое творчество крестьян. Собирала фольклор в Гомельском уезде, преимущественно песни.
В «Сборнике малорусских и белорусских песен Гомельского уезда, записанных для голоса с аккомпанементом фортепиано» (1881) – 30 песен с нотами. В сборнике «Гомельские народные песни (белорусские и малорусские)» (1888) – 676 народных песен, записанных в Дятловицкой волости Гомельского уезда, а также 83 пословицы и поговорки.
В предисловии описала материальную культуру крестьян, их обряды и обычаи (одежда, пища, постройки, свадьба, вечерки, Коляды, Купалье, хороводы, жатва, толока и др.). Подчёркивала любовь (особенно девушек и женщин) к пению, минорный тон песен с мажорным окончанием. Первая из исследователей XIX в. отметила двухголосие в хоровом исполнении. Засвидетельствовала, что обрядовые песни поют только девушки, другие – и мужчины; молодёжь перенимает много песен от солдат, а старые забываются.
Классификация сделана по временам года: веснянки (среди них встречаются и внеобрядовые, припевки), затем хороводные, купальские (описаны обычаи плести венки, украшать «русалку», жечь костры и на них сжигать чучело, прыгать через огонь, танцевать), жатвенные (38 текстов, рассказано про обычай «завивать бороду», толоку), свадебные (172 текста), колядные, щедровки (их в сборнике 33, описаны обряды и обычаи хождения «со звездой», «с козой», «с кралькой»), внеобрядовые (около 300, по местному определению «простые») и колыбельные.
«Сборник малорусских и белорусских народных песен Могилёвской губернии Гомельского уезда Дятловицкой волости» (1911) содержит ноты к 180 народным песням, которые размещены по разделам: весенние хороводы (танки), колядные, свадебные, жатвенные, весенние (танок), белорусские тонические.
Труды:
Косич Мария Николаевна (1850–1911), белорусская фольклористка, этнограф, писательница. Образование получила в Петербурге. В 1901 в журнале «Живая старина» опубликовала работу «Литвины-белорусы Черниговской губернии, их быт и песни», посвящённую устной поэзии и духовной культуре белорусов.
В предисловии (написано А. Русовым) дана история собирания материалов, характеристика Черниговской губернии, рассказывается о жизни крестьян, их верованиях, преданиях, бытовании народных произведений в прошлом и в то время, особенностях говора и пения.
Обряды и обычаи рассматриваются по местам и временам года, иллюстрируются многочисленными примерами, фактическим материалом. В работе помещено основательное описание свадьбы с большим количеством песен. Описания календарных праздников и обрядов включают и соответствующие песни.
Труды:
Добровольский Владимир Николаевич (1856–1920), белорусский и русский этнограф, фольклорист, краевед, лексикограф. Окончил Московский университет (1880). В 1880–83 преподавал в Смоленской женской гимназии. С 1887 – член-сотрудник, затем действительный член Общества любителей естествознания, антропологии и этнографии при Московском университете. С 1918 читал лекции по этнографии и истории театра в Белорусском народном университете (Москва), в Витебском институте народного просвещения, Смоленском отделении Московского археологического института. Был знаком с П. Шейном.
Кроме Смоленской исследовал Витебскую, Гродненскую, Могилёвскую и Минскую губернии. С 1880-х гг. собирал народные песни, сказки, легенды, предания, пословицы и поговорки, другие жанры устного народного творчества. Изучал народный театр, обычаи и обряды, праздники и верования, народные приметы, собирал различные предметы материальной культуры, которые отправлял в Русское географическое общество.
В своём основном труде «Смоленский этнографический сборник» (ч. 1–4, 1891–1903) поместил рассказы крестьян о своей жизни, сказки, предания, легенды, были, материалы по народной медицине. Опубликовал родильные, свадебные песни (673 единицы), около десятка описаний различных обрядов, игр, материалы обычного права (семейные обычаи) и т. д.; тематически классифицированные пословицы и поговорки, более 1500 песен, преимущественно календарно-обрядовых и лирических внеобрядовых (колядок, петровских, жатвенных, хороводных, игровых, застольных, любовных и др.), припевок, духовных стихов и др. Изучал народные звукоподражания, гадания, музыкальные инструменты.
Труды:
Янчук Николай Андреевич (1859–1921), белорусский, украинский, польский и российский учёный-славист, этнограф, фольклорист, литературовед, музыковед, драматург, поэт. Окончил Московский университет (1885). С 1897 – хранитель Дашковского этнографического музея в Москве. В 1889–1903 – секретарь отдела этнографии Общества любителей естествознания, антропологии и этнографии при Московском университете. В 1918 читал курс белорусской этнографии в Белорусском народном университете в Москве. Участвовал в создании БГУ, с 1921 – профессор кафедры белорусской литературы и этнографии в нём.
В работе «По Минской губернии. Заметки из поездки в 1886 году» (1889) провёл антропологическое и этнографическое изучение белорусов, описал народные обычаи и обряды, представил представления белорусских крестьян об образовании, религии, медицине; в приложении поместил 158 народных песен (39 с нотами), систематизированных по функционально-этнографическому принципу: свадебные (48), родильные и крестильные, посиделочные, колядки и щедровки, масленичные, пасхальные, весенние, купальские, жатвенные и покосные, летние, исторические; к текстам даны комментарии, сравнения с песнями из сборников П. Бессонова, Е. Романова, Я. Чечота, П. Шейна.
На польском языке в журнале «Wisła» («Висла») опубликовал работу «Батлейка в деревне Карница» (1888), в которой на сравнительном польском и восточнославянском материале описал кукольный театр, его корни, историю и состояние на то время.
Большое значение для сбора и изучения белорусского музыкального фольклора имели его статьи «О собирании народных песен и организации песенных комиссий» (1913), «Народная песня и её изучение» (1914) и др.
Труды:
Федоровский Михаил (1853–1923), польский и белорусский фольклорист, этнограф, археолог, краевед. Член Львовского этнографического общества (1896), Антропологической комиссии Академии наук в Кракове (1899), Краковского нумизматическо-археологического общества, Общества друзей наук в Вильне и др. Окончил Варшавскую прогимназию (1870). В 1873–74 – вольнослушатель Петровско-Разумовской академии под Москвой. В 1875–77 вместе с З. Глогером исследовал польский фольклор и этнографию.
В 1877–1904 – в Западной Беларуси. От Белосточчины до Слуцка углублённо исследовал духовную и материальную культуру народа, собирал этнографические материалы, экспонаты, книги, исторические документы, произведения живописи и др. Фольклор записывал преимущественно сам от крестьян, мещан, шляхты, используя также помощников. В разных уездах имел опорные пункты и людей, которые ему содействовали и помогали.
Собрал более 5000 белорусских народных песен календарного и семейно-обрядового циклов, не избегал произведений фривольных, много записал внеобрядовых, особенно рекрутских и солдатских песен. Собрал множество материалов, которые до него никто не записывал.
Фольклорные материалы вошли в труд Федоровского «Люд белорусский» (т. 1–8, 1897–1981), поставивший его автора на одно из первых мест среди собирателей белорусского устно-поэтического творчества своего времени. Первые тома сразу после выхода из печати были высоко оценены учёными за богатство и разнообразие опубликованного.
Труды:
Романов Евдоким Романович (1855–1922), этнограф, фольклорист, краевед, археолог, педагог. Действительный член Русского географического общества (1886), Московского общества любителей естествознания, антропологии и этнографии (1888), Московского археологического общества (1890, член-корреспондент с 1886). Окончил Гомельскую прогимназию (1870), курсы учителей русского языка и истории (1872). С 1872 работал учителем (с 1881 в Гомеле, Лиде, Сенно), в 1886–1906 – инспектором народных училищ Витебской, Гродненской и Могилёвской губерний. Работа давала возможность широко изучать быт народа, собирать фольклорно-этнографические материалы в разных регионах Беларуси.
В 1906–16 – член Временной комиссии по устройству Виленской публичной библиотеки и музея. В 1897–1903 – редактор неофициального отдела газеты «Могилёвские губернские ведомости». С 1910 – заведующий секцией этнографии и археологии Северо-Западного отдела Русского географического общества. Изучал материальную и духовную культуру белорусов.
Вошёл в историю фольклористики как новатор методики собирания устно-поэтического творчества. Записи делал преимущественно сам, лишь изредка используя корреспондентов. Собрал 3742 песни, 2256 пословиц и поговорок, 1305 загадок, 944 заговора, 825 сказок, легенд и преданий, 778 припевок, 258 духовных стихов и песен и др. Свои материалы намеревался издать в 15 книгах. При его жизни опубликовано 9 томов «Белорусского сборника» (1886–1912), 10-й том выпустил Институт белорусской культуры (1928).
В опубликованных выпусках, для которых Романов строго отбирал фольклорные произведения, подробно описаны быт крестьян, народные занятия, ремёсла, промыслы, обычаи, календарные и семейные обряды (колядные, масленичные, пасхальные, троицкие, купальские, родильные, свадебные, похоронные и др.), более 750 верований, примет, суеверий, около 200 средств народной медицины, 540 народных толкований снов, около 80 детских игр и др.
Критиковал своих предшественников П. Бессонова, П. Гильтебрандта, А. Дембовецкого, М. Дмитриева, И. Насовича, П. Шейна за неточности и ошибки в языке, включение неаутентичных произведений фольклора, неправильные толкования семантики отдельных слов и др.
Издал «Материалы по этнографии Гродненской губернии» (вып. 1–2, 1911–12), куда вошло 1024 песни разных жанровых разновидностей, 205 загадок, 176 припевок, 76 пословиц и поговорок, 36 сказок и преданий, 10 духовных стихов. Своими фольклорно-этнографическими трудами отстаивал самостоятельность белорусского народа, его языка и культуры.
В истории белорусской фольклористики второй половины XIX в. собранный им материал по количеству и качеству превосходил всё, что до него издавалось, выделялся новизной и высокими художественными качествами.
Труды:
Довнар-Запольский Митрофан Викторович (1867–1934), историк, экономист, этнограф, фольклорист. Окончил Киевский университет (1894). В 1895–97 – помощник архивариуса Московского архива Министерства юстиции. С 1896 – основатель и секретарь археографической комиссии при Московском архивном обществе. С 1899 – приват-доцент Московского, с 1901 – профессор, заведующий Киевского университета. В 1907–17 – директор Киевского коммерческого института.
С 1918 – участник работы киевских белорусских организаций: председатель Белорусской торговой палаты, член комиссии по организации Белорусского университета, лектор курсов белорусоведения. С 1925 – профессор БГУ, действительный член Инбелкульта, председатель его историко-археографической комиссии.
Ряд статей посвятил белорусской свадьбе как этнокультурному явлению в целом и её обрядовым и песенным компонентам. Крупнейшая публикация – «Белорусская свадьба в культурно-религиозных пережитках» (1893) – фундаментальное историко-этнологическое исследование белорусских свадебных обрядов и обычаев в контексте аналогичных традиций индоевропейских народов, с выяснением их генезиса и развития. Впервые попытался выявить семантику и символику белорусского свадебного обряда.
В «Календаре Северо-Западного края на 1889 год» напечатал первые свои записи календарных обрядов («Пасха в Беларуси»), в «Этнографическом обозрении» (1893) – фольклорно-этнографические записи, включавшие календарно-обрядовые этюды «Святой Юрий», «Выгон скота», «Купала», «Зажинки и дожинки», «Деды», «Игры», «Ящер», «Подушечка», «Колодочка», «Вечёрки, игрища», «Взгляд на целомудрие», «Припевки».
Богданович Адам Егорович (1862–1940), этнограф, фольклорист, языковед. Отец М. Богдановича. Окончил Несвижскую учительскую семинарию (1882). Работал учителем. С 1896 – в Нижнем Новгороде, с 1907 – в Ярославле. Собирал фольклорно-этнографические материалы. Его труд «Пережитки древнего миросозерцания у белорусов» (1895) – первое специальное исследование в белорусской этнографии и фольклористике мифологического мировоззрения белорусского крестьянства. Автор ряда этнографических статей, в том числе посвящённых календарной обрядности белорусов – «Деды» (1893), «Взгляды белорусов на празднование Пасхи», «Богач» и др.
Труды:
Карский Евфимий Фёдорович (1861–1931), филолог-славист, основатель белорусского научного языкознания и литературоведения, этнограф, фольклорист, палеограф, педагог. Академик Петербургской АН (1916, член-корреспондент с 1901), действительный член Института белорусской культуры (1922), Чешской АН (1929). Окончил Минскую духовную семинарию (1881), Нежинский историко-филологический институт (1885). Преподавал в Виленской гимназии (1885–93). С 1893 – в Варшавском университете (с 1894 профессор, в 1905–10 ректор), с 1915 – в Ростовском-на-Дону университете. С 1917 – профессор Петроградского университета. С 1917 – в Минске, с 1918 – профессор Минского педагогического института.
Сотрудничал с белорусскими этнографами и фольклористами Никифоровским, Романовым, Шейном. Поддерживал связи с Э. Ожешко, А. Богдановичем, В. Добровольским, М. Довнар-Запольским, Я. Карловичем, М. Федоровским, М. Янчуком и др. Автор более 700 научных трудов по славистике, белорусистике и русистике.
Карский проанализировал важнейшие проблемы происхождения белорусского народа, его этнической территории, этнографических границ Беларуси. Утверждал, что устно-поэтическое творчество белорусов зародилось в глубокой древности. В 1903 объехал границы распространения белорусских говоров и в 1-м томе монографии «Белорусы» (1903) поместил «Этнографическую карту белорусского племени» (в 1917 опубликована с поправками).
Первой публикацией фольклорных материалов Карского были «Белорусские песни села Березовец Новогрудского уезда Минской губернии» (1884–85): песни (29) колядные, щедровки, волочебные, юрьевские, купальские, летние, внеобрядовые, танцевальные, солдатские, свадебные, баллады и др. Продолжением работы стали «Белорусские песни деревни Новосёлки-Затроцкие Виленской губернии Трокского уезда» (1889) – 24 произведения разных жанров.
Важнейшим достижением европейской славистики конца XIX – начала XX вв., энциклопедией белорусоведения стала 3-томная работа Карского «Белорусы» (вып. 1–7, 1903–1922). В ней на основе сравнительно-исторического обобщения большого фактического материала научно обоснована национальная самостоятельность белорусского народа со своей богатой и оригинальной культурой, языком, традициями, устно-поэтическим творчеством.
Карский сделал вывод, что многие произведения белорусской устной поэзии восходят к общеславянской эпохе. В фольклоре различал старое и новое, первоначальное и более поздние наслоения. Подчёркивал, что обряды возникли в результате поклонения человека силам природы. На обрядовые песни смотрел как на древнейший жанр устно-поэтического творчества, видел в них «отражение древнего мировоззрения человека». Поэтому вслед за мифологами уделял большое внимание обрядовой поэзии, её происхождению, эволюции, классификации, анализу календарных и семейных обрядовых циклов.
Принятие христианства, по Карскому, способствовало распаду старых магических обрядов и песен, превращению обрядов в обычаи, а обрядовых песен – в произведения без языческого значения. Впервые систематически исследовал основные жанры и виды белорусской народной поэзии, дал научное определение жанров, пытался определить их генезис, охарактеризовать уникальность тематики, рассмотреть содержание и художественные особенности. Полемизировал с представителями мифологической и антропологической школ, с приверженцами теории заимствования сюжетов, показывал их односторонность.
Труды:
Сержпутовский Александр Казимирович (1864–1940). Окончил Несвижскую учительскую семинарию (1884), Петербургский археологический институт (1904) и Высшие юридические курсы. Девять лет работал учителем на Мозырщине и Случчине. С 1906 по 1930 гг. – сотрудник этнографического отдела Русского музея (ныне – РЭМ) в Санкт-Петербурге. Действительный член Инбелкульта (1925–27).
Провёл многочисленные экспедиции для изучения белорусской этнографии и фольклора, преимущественно на белорусское Полесье. Автор сборников «Сказки и рассказы белорусов-полешуков» (1911), «Сказки и рассказы белорусов из Слуцкого уезда» (1926) и «Приметы и суеверия белорусов-полешуков» (1930).
Интерес исследователя к белорусскому обрядовому фольклору проявился и в сборе белорусских народных песен. Так, сохранилась рукопись сборника «Белорусские песни», в котором помещены 53 текста, записанные в конце 1890-х гг. в Мозырском уезде. Также в 1920-е гг. был подготовлен рукописный сборник «Песни Могилёвщины», который ныне считается утраченным. Рукописное наследие А. К. Сержпутовского хранится в архивах, музеях и библиотеках Санкт-Петербурга и Минска и постепенно публикуется белорусскими учёными.
Сербау (Сербов) Исак Абрамович (1871–1941). Окончил Полоцкую учительскую семинарию (1892), Московский археологический институт (1901). Работал учителем, в 1910–12 гг. – член Северо-Западного отдела РГО, с 1922 г. – действительный член Инбелкульта, с 1923 г. – преподаватель и заведующий кафедрой в БГУ.
Участник многих полевых экспедиций, фотограф. Результаты дореволюционных исследований опубликованы в книге «Поездки по Полесью 1911 и 1912 гг.» (1914). В 1915 г. опубликовал этнографический очерк «Белорусы-сакуны», третья часть которого посвящена белорусскому устно-поэтическому творчеству. В ней описания, например, крестьянской избы сопровождаются песенными примерами (колядная песня о покуте); в описаниях хозяйственных орудий и инструментов приводятся пословицы. Всего помещено 37 песен с нотами, среди которых колядные, весенние, пасхальные, волочебные, троицкие, жатвенные, внеобрядовые, псалмы.
В 1928 г. опубликовал очерк «Вичинские поляне», преимущественно посвящённый материальной культуре одного полесского региона. Из фольклорных произведений в нём помещены две заговорные формулы, несколько рассказов, примеры приветствий и пожеланий. Многие песни, записанные исследователем, печатались в периодике в межвоенные годы, многие погибли во время войны.
Гарэцкий Максим Иванович (1893–1938). Более известный как классик белорусской литературы, также активно занимался изучением белорусского устно-поэтического творчества. Окончил Горы-Горецкое межевое-агрономическое училище.
Собирал и исследовал белорусский фольклор, которому отводил одну из важнейших ролей в культуре. Совместно с композиторами М. Аладовым и А. Егоровым подготовил сборник «Народные песни с мелодиями» (1928), где собрано 318 белорусских народных песен, записанных от матери.
В 3-м издании «Истории белорусской литературы» (1924) ввёл раздел «Устная народная поэзия», где рассмотренный им фольклор представлен как фундамент национальной литературы. В статье «Наш театр» (1913) затрагивал проблему популяризации белорусской народной песни.
Совместно с И. Замотиным составил «Инструкцию по собиранию устного народного творчества» (1925). На Первом Всебелорусском краеведческом съезде (7–11 февраля 1926) выступил с докладом «Собирание и обработка фольклора», где затронул соответствующую проблематику и призвал к собиранию и обработке устного народного творчества.
Шлюбский Александр Ануфриевич (1897–1942), белорусский этнограф, фольклорист, библиограф. Окончил Витебское отделение Московского археологического института (1922). В 1918–23 гг. участвовал в организации архивов в Велише, Витебске, Орше, Полоцке. С 1923 г. – в Институте белорусской культуры, в 1929–30 гг. – в Институте истории АН Беларуси.
Составил развернутую инструкцию по собиранию фольклора «Сведения по собиранию устного народного творчества в Беларуси» (1919). Круг научных интересов – материальная культура белорусов, древние верования. Автор библиографического справочника «Материалы к белорусской библиографии» (Т. 4. Этнография. 1927), где систематизированы материалы о духовной и материальной культуре белорусов в русской и польской научной и научно-популярной литературе, периодических изданиях, архивах.
Автор фундаментального труда «Материалы к изучению фольклора и языка Витебщины» (ч. 1–2, 1927–1928), посвящённого календарному и семейно-обрядовому творчеству Витебщины как этнографического региона. Печатался в журналах «Наш край», «Полымя», «Маладняк», в газете «Советская Беларусь». Писал о культурной жизни Витебщины, Минска, событиях гражданской войны в Беларуси, истории белорусской литературы и периодики: «Конфискация произведений Дунина-Марцинкевича» (1923), «К истории конфискации „Нашей нівы“» (1925), «„Мужицкая правда“ К. Калиновского» (1926). Автор статей о Е. Романове, Никифоровском, В. Добровольском и З. Бядули.
Гриневич Антон Антонович (1877–1937), белорусский фольклорист, композитор, издатель, педагог. Окончил Дисненское городское училище. С 1896 г. – в Санкт-Петербурге. Член издательского общества «Заглянет солнце и в наше окошко». Основатель «Издательства Антона Гриневича» (1910).
Издал два тома сборника «Белорусские песни с нотами» (1910–1912, второй – вместе с А. Зязюлей), куда вошли календарно-обрядовые и семейно-обрядовые песни, внеобрядовая лирика. В частном издательстве напечатал 11 сборников, среди которых произведения Я. Купалы, Я. Коласа, В. Голубка и др.
В 1920 г. в Вильне издал «Народный певчий» и «Школьный певчий», в 1923 г. – первый белорусский учебник «Наука пения», в 1925 г. – «Белорусский детский певчий». С 1925 г. – в Институте белорусской культуры, секретарь Песенной комиссии, в 1929–1930 гг. – в Академии наук БССР.
Составил основательную «Программу-инструкцию для собирателей белорусского музыкально-этнографического творчества» (1925), опубликованную в журнале «Наш край». Автор ряда статей о белорусской народной песне в периодике, участник I и II Всебелорусских краеведческих съездов. Участвовал в этнографических экспедициях на Полесье, в северные районы Беларуси. Популяризатор белорусского песенного фольклора. Подготовил к печати несколько фольклорных сборников, в том числе для детей, судьба которых неизвестна. Фольклорное наследие собирателя насчитывает более 1000 народных песен и припевок.
Гринблат Моисей Яковлевич (1905–1983), белорусский этнограф, фольклорист, историк. Кандидат исторических наук (1945). Окончил Ленинградский университет (1930). С 1957 по 1976 год работал в ИМЭФ. Изучал духовную и материальную культуру, общественный быт, этногенез белорусов.
Один из авторов исследования «Белорусское народное устно-поэтическое творчество» (1967), очерка «Белорусы» в книге «Народы Европейской части СССР» (т. 1, 1964). Собиратель белорусского фольклора, его записи вошли в издания серии «Белорусское народное творчество».
Составил сборник фольклора «Песни белорусского народа» (т. 1, 1940). Составитель томов из серии БНТ: «Родильная поэзия» (1971), «Загадки» (1972, с А. И. Гурским), «Пословицы и поговорки» (кн. 1–2, 1976), «Выражения» (1979, с С. Т. Осташевичем). Редактор томов «Зимние песни: колядки и щедровки» (1975), «Свадьба: песни» (кн. 1–3, 1980–1983, с А. С. Федосиком).
Барташевич Галина Александровна (1932–2021). В 1956 году окончила Белгосуниверситет. С 1957 по 1993 год работала в ИМЭФ. Доктор филологических наук (1994). Автор трудов по общим проблемам фольклористики, жанрам фольклора, современному состоянию фольклора, взаимосвязям устно-поэтического творчества славян, народной педагогике.
Собрала более 10 тыс. фольклорных произведений, многие вошли в тома серии БНТ. Внесла существенный вклад в понимание семантики весеннего обряда Похорон «стрелы», что активизировало исследовательскую и собирательскую работу в этом направлении. Предложила новые интерпретации рождественской игры «Женитьба Терешки».
Её монография «Стихотворные жанры белорусского детского фольклора» (1976) и составленный ею том БНТ «Детский фольклор» (1972) – первые в белорусской фольклористике исследования по детскому фольклору.
Одна из составителей книг «Волшебные сказки» (ч. 1–2, 1973–1978), «Весенние песни» (1979), «Волочебные песни» (1980), «Белорусские народные сказки» (1981), «Сказки в современных записях» (1989) и др. Соавтор словаря «Восточнославянский фольклор» (1993).
В русле сравнительного изучения межславянских связей белорусского фольклора выполнена её монография «Белорусская народная поэзия весеннего цикла и славянская фольклорная традиция» (1985), раздел «Жанровая специфика календарно-обрядовой поэзии восточных славян» в коллективной работе «Уровни общности фольклора восточных славян» (1993). Составитель ряда научно-популярных фольклорных сборников.
Кабашников Константин Павлович (1927–2012). В 1951 году окончил Гомельский педагогический институт. С 1954 по 2012 г. работал в ИМЭФ. Доктор филологических наук (1971). Автор свыше 200 научных трудов.
Сделал большое количество записей произведений разных жанров белорусского устно-поэтического творчества. Исследовал сказки, революционную и рабочую поэзию, проблемы сравнительного изучения белорусского фольклора в славянских взаимосвязях. Под его руководством в 1976 году создан отдел сравнительного изучения народного творчества славян при ИМЭФ.
По этой проблеме издал монографии: «Белорусский фольклор в сравнительном освещении: историографический очерк» (1981), «Белорусско-русские фольклорные связи» (1988), «Малые жанры белорусского фольклора в славянском контексте» (1998). Автор и соавтор ряда книг, посвящённых изучению белорусской сказки в контексте славянского фольклора.
Один из первых в белорусской фольклористике обратился к изучению городского фольклора, фольклора рабочей и революционной поэзии и издал монографию «От традиционного фольклора к революционной поэзии» (1969). Ряд книг посвящён белорусскому устно-поэтическому творчеству Великой Отечественной войны.
Его записи белорусского фольклора вошли во многие тома серии БНТ, в том числе посвящённые календарному фольклору: «Весенние песни» (1979), «Волочебные песни» (1980), «Купальские и петровские песни» (1985), «Поэзия белорусского земледельческого календаря» (1992).
Сделал значительный вклад в научное обеспечение и организацию полевых экспедиционных исследований, в создание научного фольклорного архива. Составил «Инструкцию по собиранию белорусского устно-народного творчества» (1959), издал «Методику собирания белорусского устно-народного творчества» (1978). Автор одного из первых учебных пособий «Очерки по белорусскому фольклору» (1963), соавтор программы, учебника и хрестоматии по белорусскому фольклору для вузов, выдержавших четыре издания.
Соловей Лия Матвеевна (род. в 1934 г.). Окончила Минский педагогический институт (1960). Кандидат филологических наук (1974). В 1970–1994 гг. работала в ИМЭФ.
Исследовала актуальные проблемы белорусского народного наследия, фольклорные жанры, истоки их образности, связи с ритуальным контекстом. Впервые в белорусской фольклористике основательно исследовала жанр народной баллады, выявила балладный репертуар, разработала собственную классификацию (монография «Белорусская народная баллада» (1978)).
Собиратель фольклорных произведений, часть которых (более 500) опубликована в томах серии БНТ; составительница (совместно с Г. Барташевич) томов «Весенние песни» (1979) и «Волочебные песни» (1980). Подготовила том «Женитьба Терешки» (1993, в соавт. с И. Назиной), в котором впервые наиболее полно представлен песенный репертуар одноимённого белорусского обрядового игрища, осмыслена его жанровая специфика как феномена традиционной культуры, дан подбор этнографических описаний.
В разделе «Истоки песенной образности фольклора восточных славян» (1993) рассматривает многоплановый образ Дуная в комплексе других архаических образов в плане исторических реалий и мифологической переработки. Один из авторов энциклопедического словаря «Белорусская мифология».
Лис Арсений Сергеевич (1934–2018). Окончил БГУ в 1956 г. Доктор исторических наук (1997). В 1957–1959 гг. работал редактором Государственного издательства БССР. С 1962 по 2018 г. исследовал фольклор, литературу, краеведение, историю и периодическую печать Западной Беларуси, жизнь и деятельность белорусского национально-освободительного движения, историю культуры. Автор монографий, литературных портретов, эссе.
В монографиях «Купальские песни» (1974), «Волочебные песни» (1989), «Жатвенные песни» (1993) раскрыл историю собирания и изучения наиболее характерных произведений белорусского устно-поэтического творчества конкретных жанровых разновидностей, их генезис, своеобразие функционально-жанровой природы песен, происхождение обрядов и песен, сопровождающих их, систему их образно-выразительных средств, поэтику, сюжетный репертуар.
Автор монографии «Календарно-обрядовое творчество белорусов: Система жанров: Эстетический аспект» (1998). В коллективном томе «Календарно-обрядовая поэзия» (2001) из серии «Белорусский фольклор: жанры, виды, поэтика» показал историю собирания и исследования белорусского календарно-обрядового творчества, проанализировал весенний период народного календаря, структуру и семантику его обрядов, типологию и поэтику песен, юрьевские обряды и песни, песни волочебные, весенней толоки, летний период хозяйственного года, его поэтику, песни, жатвенные обряды и песни, осеннюю календарную лирику, её типологию и поэтику.
Автор ряда очерков о судьбах как белорусских собирателей, так и носителей и исполнителей фольклора, в том числе книги «Песню – в наследство» (1989). Один из составителей, автор вступительных статей и комментариев к томам серии БНТ: «Жатвенные песни» (1974), «Осенние и толочные песни» (1981), «Купальские и петровские песни» (1985).
Составитель сборников «Белорусские народные песни» (1970), «Поэзия белорусского земледельческого календаря» (1992). Автор сценариев документальных фильмов. Собиратель белорусского фольклора: многие записи опубликованы в томах БНТ. Один из авторов учебного пособия для студентов вузов «Белорусское народно-поэтическое творчество» (1979). Автор учебников для студентов вузов «Белорусское устное народное творчество» (1979; 2000), автор большого раздела в учебнике для студентов вузов «История белорусской литературы XX в.» (2000).
Гурский Антон Иванович (род. в 1936), белорусский фольклорист, лауреат Государственной премии БССР (1986). Окончил Минский педагогический институт (1959). Кандидат филологических наук (1979). С 1959 г. работал в ИМЭФ.
Изучал народные календарно-обрядовые песни зимнего цикла, внеобрядовую поэзию, сказки, пословицы и поговорки, легенды и предания, припевки, произведения детского фольклора. Автор монографий «Зимняя поэзия белорусов» (1980), «Празднование Каляд в Беларуси» (1998), «Тайны народной песни» (1994), «Семантика и поэтика семейной лирики» (2001), «Чему учит народная песня» (2007), «Внеобрядовая лирика восточных славян» (2008).
Осуществил всестороннее исследование народных загадок в монографиях «Белорусские загадки: исследование жанра» (2000) и «Загадка в славянском фольклоре» (2009). В монографии «С любовью к народу» (1989) обратился к изучению истории фольклористики.
Активно участвовал в подготовке серии БНТ: составитель томов «Загадки» (1972) и «Легенды и предания» (1983, обе в соавторстве с М. Гринблатом), «Зимние песни: колядки и щедровки» (1975), «Земледельческий календарь» (1990). Собиратель белорусского фольклора, в том числе в деревнях, пострадавших от Чернобыльской аварии. Издал несколько сборников сказок, легенд и преданий для детей.
Малаш Леонила Афанасьевна (1927–2012), белорусская фольклористка, лауреат Государственной премии БССР (1986). Окончила Белорусский государственный университет (1952). Кандидат филологических наук (1967). В 1968–1990 гг. – сотрудник ИМЭФ.
Сфера научных интересов – белорусский и славянский фольклор, история белорусской фольклористики, белорусская свадьба в общеславянском контексте. Автор книги «Белорусско-польская фольклорная интерференция в контексте культурных контактов» (1998), соавтор трудов «Белорусская фольклористика: эпоха феодализма» (1989), «С душой славянина: жизнь и деятельность З. Я. Даленги-Ходаковского» (1991), «Белорусская этнография и фольклор в трудах славянских учёных эпохи романтизма» (1973), «Белорусская свадьба в её отношении к западнославянским свадьбам – польской и словацкой» (1993).
Её фольклорные записи пополнили тома серии БНТ: «Родильная поэзия» (1971), «Детский фольклор» (1972), «Шуточные песни» и «Жатвенные песни» (1974), «Весенние песни» и «Выражения» (1979), «Купальские и петровские песни» (1985), «Припевки» (1989), «Заговоры» и «Поэзия белорусского земледельческого календаря» (1992), «Женитьба Терешки» (1993).
Составительница книг «Свадьба: песни» (кн. 1–6, 1980–1988) из серии БНТ, «Украинские народные песни в записях Зариана Даленги-Ходаковского» (1974, с А. Деем), «Избранное. Зариан Даленга-Ходаковский» (2007).
Тищенко Иван Кириллович (1930–2001), белорусский фольклорист, литературовед, педагог. Кандидат филологических наук (1968), профессор (1992). Лауреат Государственной премии БССР (1986). Окончил Белорусский государственный университет (1956).
Сфера научных интересов – история белорусской фольклористики, белорусская мифология, песенный фольклор. Автор книг «Белорусская частушка. Вопросы генезиса жанра» (1971), «Жизнь песни» (1984), «К народным истокам. Сбор и изучение белорусского фольклора в 50–60-е годы XIX в.» (1986).
Соавтор монографий «Белорусское народное устно-поэтическое творчество» (1967), «Белорусское народно-поэтическое творчество» (1979), «Белорусская фольклористика» (1989) и др. Один из составителей сборников «Белорусские частушки» (1960), «Белорусский фольклор Великой Отечественной войны» (1961), «Поэзия борьбы» (1985) и др., а также книг из серии БНТ – «Шуточные песни» (1974), «Песни о любви» (1978), «Семейно-бытовые песни» (1984), «Социально-бытовые песни» (1987, с В. Скиданом), «Припевки» (1989).
Собиратель белорусского фольклора, его записи вошли в тома серии БНТ: «Родильная поэзия» (1971), «Жатвенные песни» (1974), «Пословицы и поговорки» (кн. 1–2, 1976), «Зимние песни» (1978), «Песни о любви» (1978), «Выражения» (1979), «Волочебные песни» (1980), «Легенды и предания» (1983), «Семейно-бытовые песни» (1984), «Купальские и петровские песни» (1985), «Социально-бытовые песни» (1987), «Свадьба: песни» (кн. 1–6, 1980–88) и др.
Популяризатор белорусского фольклора. Автор сценариев документальных фильмов о А. Русаке, Р. Ширме, М. Забейде-Сумецком.
Гилевич Нил Симонович (1931–2016), белорусский литератор, общественный деятель, фольклорист. Народный поэт Беларуси (1991). Окончил Минское педагогическое училище (1951), филфак БГУ (1956). Работал на кафедре белорусской литературы БГУ.
Автор книг по литературоведению и фольклористике: «Окрылённая революцией» (Поэзия «Маладняка») (1962), «Наша родная песня» (1968), «С заботой о песнях народа» (1970), «Поэтика белорусской народной лирики» (1975), «Поэтика белорусских загадок» (1976), «Устное народное творчество и современная лирическая поэзия восточных и южных славян» (1978).
Составитель и научный редактор фольклорных сборников: «Песни семи деревень» (1973), «Песни народных праздников и обрядов» (1974), «Лирические песни» (1976), «Лирика белорусской свадьбы» (1979), «Народные сказки, басни, рассказы и мудрословия» (1983). Популяризатор белорусского фольклора в периодике, выступлениях на радио и телевидении.
Ковалева Римма Модестовна (род. в 1942), белорусская фольклористка. Кандидат филологических наук (1976). Окончила Белорусский государственный университет (1965).
Круг научных интересов – современное состояние белорусской фольклорной традиции, белорусская и славянская календарно-обрядовая поэзия, малые фольклорные жанры, гендерный аспект белорусского фольклора, семантика фольклорных образов и др.
Одна из составителей книг: «Белорусский фольклор в современных записях. Традиционные жанры: Брестская область» (1973), «Белорусский фольклор в современных записях. Традиционные жанры: Гомельская область» (1989), «Белорусский фольклор в современных записях. Традиционные жанры: Минская область» (1995).
Составитель методических пособий «Календарно-обрядовая поэзия» (1984), «Волшебные сказки» (1985). В соавторстве подготовила труд «Мир славянского фольклора» (2001). Редактор сборников «Восточнославянский фольклор: поиски новых подходов» (2000), «На волнах филологии: исследования по теории литературы и славянской фольклористике» (2002), «Фольклористические исследования. Контекст. Типология. Связи».
Санько Сергей Иванович, философ. Впервые в отечественной историографии рассмотрел такие категории, как «Модель мира», «Картина мира» и их значение для понимания основных праздников календаря («Штудии по когнитивной и контрастивной культурологии», 1998).
Труды:
Кухаронок Татьяна Ивановна (род. 7.8.1954, д. Клинок Червенского р-на), этнограф. Кандидат исторических наук (1988).
Исследует историческую эволюцию семейной и календарной обрядности белорусов, её территориально общие и локальные черты, тенденции развития на современном этапе.
Автор видеофильмов о календарных праздниках и семейных обрядах белорусов: «Колядинские цари» (1997), «Зажинки, дожинки» (2001), «Семуха» и «Микола зимний» (оба 2003), «Шчодрый вечер» (2004).
Автор разделов о календарной обрядности в серии «Традиционная художественная культура белорусов». Ей принадлежит обобщение традиции маскирования в календарной обрядности.
Шарая Ольга Николаевна (род. 22.8.1965, д. Мокрая Дуброва Пинского р-на), фольклорист, этнолог. Доктор филологических наук (2003). Исследует календарные обряды, семейно-родовые отношения и народную религиозность в процессе социокультурных перемен, сущность концепта «род» в традиционных народных представлениях, отражённых в фольклоре, символические средства, выражающие родовые отношения, теоретико-методологические аспекты изучения традиционной культуры.
С 1989 проводит полевые исследования в Западном Полесье по специально разработанной программе. Системно исследовала обряд Куст, сохранившийся в Пинском Полесье. Результаты исследования обрядности белорусов на Троицу представлены в разделах коллективных монографий «Календарно-обрядовая поэзия» (2001), «Белорусы. Устное поэтическое творчество» (2004). Впервые фундаментально исследовала сущность религиозного почитания предков в традиционной народной культуре.
Труды:
Сивицкий Владимир Николаевич посвятил много внимания исследованию весеннего цикла календарной обрядности. Особенно результативным стало изучение русальной обрядности и объяснение мифосемантики образа русалки.
Труды:
Антропов Николай Павлович (род. 30 ноября 1950, Минск). По его мнению, внебелорусские параллели служат надёжной и продуктивной базой для реконструкции белорусских данных, зафиксированных в единичных записях. Например, сопоставления белорусской Камаедицы с южнославянскими «медвежьими» днями позволили сделать ряд интересных выводов относительно мотива преодоления объектом (вероятно, тотемом) различных ситуаций календарного перехода.
Труды: