Гольшанский замок в середине XII века
После смерти отца Павел Стефан Сапега унаследовал в 1599 г. имения
Гольшаны и Богданов с многочисленными фольварками и деревнями. За
период с 1602 по 1630 г. он получил в наследство от родственников
различные владения и части имений в воеводствах Полоцком, Витебском,
на Жмуди, под Варшавой. От короля им были получены в пожизненное
владение староства: Каменецкое, Василишское, Геранонское и Липнишское;
державы: Тельшевская (на Жмуди) и Вожнец (в Трокском воеводстве). Также
он пользовался, целиком или частично, доходами с других королевских
имений в Минском, Виленском и других воеводствах. Однако все эти доходы
не компенсировали затрат Павла Стефана, понесенных им на королевской
службе, во время военных действий (походы под Смоленск в 1609 – 1611 гг.,
1634 г.), а также связанных со строительной деятельностью в Гольшанах.
Его имения были отягощены многочисленными долгами разным лицам.
Последние полтора года жизни тяжелобольной Павел Стефан провел в
Гольшанах, где и был похоронен в костеле Св. Иоанна Крестителя.
В составленном в 1635 г. завещании Павел Стефан записывает своей
четвертой жене «…пожизненно… (право) проживания и использования (доходов)
имения моего Ольшанского, то есть Замок Ольшанский, мною выстроенный
(zmurowany) со всеми строениями дворовыми и фольварком Ольшанским,
(также) местечко Ольшаны с мещанами подданными…». Все свои остальные
имения он завещал брату Николаю Богдановичу Сапеге (1558 – 1638 гг.) и
его детям. Однако Николай Богданович, «по полюбовному договору со вдовой
покойного брата», получил и «…крайне отягощенное долгами… Гольшанское
имение», которое в 1635 г. передал сыну – Томашу Николаевичу Сапеге
(1598 – 1646 гг.). Томаш Сапега владел Гольшанами десять лет. Имение
было по-прежнему отягощено долгами и после смерти владельца подвергнуто
эксдивизии. Процесс эксдивизии длился долго. Так, еще спустя пять лет не
были удовлетворены все заинтересованные лица, в связи с чем в 1650 г.
был составлен «Акт оценки им. Ольшаны… оставшегося после смерти Томаша
Сапеги, в связи с претензиями кредиторов…», где упоминается и замок:
«…как в самом замке Ольшанском стены и постройки при них… и по
фольваркам постройки, также… (неразборчиво) мельницы, пруды и все, что
из Ольшанского имущества припало под таксу, описать… присудить… половину
Ольшан… – пану чеснику… Воловичу… а другую часть – ростовщикам и
кредиторам…».
Польский историк Ч. Янковский пишет, что «замок… достался двум дочерям
Казимира Сапеги» (имеется в виду брат Томаша) – ему первоначально (после
отца) перешло «имение Богданов». Действительно, одна из дочерей Казимира,
Варвара, была замужем за Казимиром Воловичем, который, согласно
упомянутому документу, получил по разделу половину Гольшан (видимо, с
замковыми строениями).
О том, что на первом этапе существования (середина XVII в.) Гольшанский
замок не представлял собой законченного архитектурного сооружения,
свидетельствует формулировка, сохранившаяся в одном из документов,
связанных с эксдивизией 1640 – 1650-х гг. (к сожалению, не датированном):
«…в замке Ольшанском… муры недоконченные и неоштукатуренные, внизу и
вверху, начиная от муров вельможного пана Томаша Сапеги…».
О недостроенности замка в целом свидетельствует, хотя и косвенно,
предписание судебных властей, адресованное многочисленным кредиторам,
получившим по эксдивизии вторую половину имения, причем границы раздела
местами проходили вплотную к периметру замка. Что происходило с
Гольшанами и, в частности, с Гольшанским замком во 2-й половине XVII в.,
не ясно, однако вряд ли местечко могло остаться в стороне и не пострадать
во время похода русских войск князя Черкасского и казацких отрядов
Золотаренко от Минска на Вильно летом 1655 г.
Гольшанский замок XVIII-XIX вв.
В 1670-х гг. половина Гольшан (с замком) перешла во владение Казимира
Владислава Сапеги (1650 – 1703 гг.), а после его смерти – к сыну – Яну
Федерику Сапеге (1680 – 1751 гг.). Ян Федерик – значительный
государственный и общественный деятель первой половины XVIII в.
(канцлер ВКЛ с 1735 г.), автор многочисленных исторических и
публицистических работ – последний из рода Сапег, владевший Гольшанами.
В 1704 г. он продал «…имение мое… названное Ольшаны… часть нашу… с
палацем мурован-ным (и) домом дворовым деревянным… и всеми строениями
дворовыми…» лидскому маршалку Франтишку Мосевичу.
Исследователь истории Гольшан Ч. Янковский так описывает их дальнейшую
судьбу: «Как камень от удара молота, распалось великое богатство Сапег.
Историческую нить этих разрозненных частей и осколков трудно проследить
как из-за отсутствия документов, так и из-за большого количества
процессуальных и пограничных осложнений… Единственный сын Франтишка
Масевича – Эльяш, настоятель монастыря минских кармелитов, продал свою
часть Гольшан в 1746 г. Иерониму Костеше Жабе, старосте Кошалинскому».
Позднее, во 2-й половине XVIII и 1-й трети XIX в., Гольшаны поочередно
находились во владении Иеронима, Юзефа, Игнатия и, наконец, Антония Жаб.
Им же принадлежал и замок, точнее, то, что от него осталось.
Как и другие авторы XIX в., Ч. Янковский полагает, что во время Северной
войны замок в Гольшанах был разрушен (сильно поврежден?) шведскими
войсками, однако не приводит конкретных фактов, основываясь, видимо, лишь
на местных преданиях. Еще в конце XVIII в. замок был жилым (неясно,
правда, в каком объеме) и даже являлся «резиденцией» – например,
документ, датированный 1778 г., подписан «…Казимиром Игнатием Костешей
Жабой… собственной рукой в замке Гольшанском…». Жабы владели Гольшанским
замком до середины XIX в., после чего его унаследовал Людвиг Корсак, сын
одной из дочерей Антония Жабы, Олимпии.
После подавления восстания 1831 г. костел францисканского монастыря в
Гольшанах был закрыт, в связи с чем богослужение перенесли в замковую
каплицу. Ее краткое описание сохранилось в документе 1837 г.: «в замке…
часовня… требуется ремонт кровли… стены хорошие, только в некоторых
местах отвалилась штукатурка. Алтарь один, часовня не очень маленькая,
длиной 26 1/2 аршин, а шириной 9 аршин…».
Сохранилось также несколько общих, хотя и кратких, описаний замка
середины – 2-й половины XIX в. Одно из них принадлежит В. Рачкевичу:
«Будучи опекуном малолетних наследниц Гольшанских земель, имел возможность
осмотреть замок, могу заверить, что и сейчас это великолепное сооружение.
Шведы его в большей части разрушили, но до сих пор еще частично жилой.
Замок обширный, квадратный, по углам имел 4 башни, также при северной и
южной стенах по одной боковой, главный фасад выходит на восток. Весь
замок был трехэтажный и жилой. От его пышности кроме руин и части стен
ничего не осталось; где-нигде валяются мелкие кирпичики разных форм и
цвета, которыми когда-то выстилался пол в комнатах… Сейчас вороны
гнездятся на башнях, своим криком прерывая гробовую тишину…». Примерно
такую же картину рисует и Słownik geograficzny: «Половина этого замка
существует до сих пор в жилом состоянии, но уже нет третьего этажа,
часовня превращена в склад разного хлама, только в некоторых комнатах
остались следы росписи на потолке и пара давних пейзажей над дверьми;
наконец, портрет одного из Сапегов и мраморный стол дополняют небольшую
горстку немых свидетелей прошлого замка Сапегов».
Последнее описание замка, относящееся примерно к концу 1880 – началу
1890-х гг., дает Ч. Янковский: «В настоящее время Гольшанский замок
полностью избавился всяких следов прошлого. Угловые стародавние башни
взорвал недавний владелец Гольшан Гарбанев (он купил Гольшаны у Людвига
Корсака), которому требовались выдержанные кирпичи для строительства
корчмы в местечке. Осталась только одна башня, стоящая вблизи каменной
резиденции, возведенной на давнем замковой фундаменте. Стоит еще в
огороде часовня Сапегов, точнее, стоят ее остатки, временно превращенные
в амбар». В другом месте этот же автор, очевидно, основываясь на местных
преданиях, так характеризует первоначальный облик Гольшанского замка (как
можно понять из контекста, по состоянию на середину XVII в.: «…трехэтажный
замок с огромными подвалами, множеством комнат, печами, сложенными из
геральдических изразцов, резными дверями, мастерски оформленными, с
мраморными каминами на столбиках.
Архитектура Гольшанского замка
Сложная, прослеживаемая лишь по косвенным данным строительная история,
очень высокий процент утрат и явная неполнота архитектурно-археологических
исследований не только крайне затрудняют попытки типологического анализа,
реконструкции комплекса, но и вынуждают вести поиск архитектурных
аналогов с чисто формальных позиций, основываясь лишь на общем
планировочном решении и хронологических рамках его строительства. Исходя
из этого, можно лишь попытаться представить себе «проектный» вариант
данного архитектурного комплекса, максимально расширив хронологические
рамки (1570 – 1620-егг.) и основываясь только на достаточно общих
представлениях о его планировочной структуре. Нам неизвестны точные
очертания наружного и внутреннего периметров замковых корпусов,
хронология возведения отдельных частей комплекса, конструктивное и
архитектурное решение выездных ворот.
Гольшанский каменный замок, возведенный в первой половине XVII в, –
наглядная иллюстрация тех значительных изменений в архитектуре,
которые произошли на протяжении столетия. Своей композицией он
отдаленно напоминает Мирский замок и представляет собой прямоугольное
(88,6 х 95,6 м) с внутренним двором сооружение. Жилые корпуса с башнями
на углах образуют, как и в Мире, замкнутый квадратный двор. Однако мощные
стены, характерные для оборонного зодчества XVI в., в Гольшанах уступили
место дворцовому комплексу. Здесь уже нет брамной башни, а угловые
семигранные стали меньшими и более стройными. Некоторые из них,
возведенные поздней, объединены с основным объемом дворца. В них в
основном размещались жилые и хозяйственные помещения. Башни еще не
утратили своего первоначального значения, однако основой обороны замка
стали уже мощные земляные валы и водяные рвы. Въезд в замок проходил
через браму, разрезающую северо-восточный корпус дворца. Напротив нее,
по оси двора, находилась часовня, также встроенная в дворцовый корпус и
лишь своей полуциркульной апсидой выступающая за пределы контура здания.
Вместе с тем замкнутая композиция комплекса и фортификационные устройства
(валы и рвы с водой) обеспечивали этой резиденции достаточную
обороноспособность. Планировка помещений дворца была анфиладной. Под ним
находились обширные подвалы. Наиболее парадные помещения размещались в
северо-восточном корпусе, в угловой части которого находился большой
квадратный зал с четырьмя опорными столбами в середине и перекрытый
крестовыми сводами. Архитектура дворца характеризовалась скромностью
убранства фасадов и богатой отделкой интерьеров. Декор комнат состоял из
геометрических узоров на сводах, богатой лепнины на стенах и каминах.
Магнатская резиденция отразила в себе стилевые качества маньеризма,
который завершал ренессанс, подготавливая почву для пышной архитектуры
барокко. По великолепию своего внешнего и внутреннего убранства, по
цельности архитектурного образа Гольшанский замок считался одним из
красивейших в Речи Посполитой.