Первые сведения об использовании металлов древним населением белорусских земель относятся к эпохе бронзы (кан. III в. до н. э. – VI в. до н. э.). 3 Привозные медь и бронза в основном использовались для режущих, рубящих и колющих предметов: топоров, наконечников копий, ножей, колющих предметов. Эти материалы также использовались для различных украшений. Производство металлических орудий труда и оружия стало возможным в результате обмена между отдельными группами населения того времени, разными территориями и явилось свидетельством расширения сфер соприкосновения.
Следующим важным этапом развития металлообработки стал железный век (VII-VI вв. до н. э. – VIII в. н. э.). Оно связано с началом добычи и использования железа – материала, значительно более прочного, чем известные до этого.
Обработка металлов на древнебелорусских землях определялась высоким уровнем, который был тесно связан с характером социально-экономических отношений в феодальном обществе, его светской и религиозной жизнью. Ремесленное производство развивалось главным образом в городах, которые были также важными торговыми центрами. Здесь продавались не только местные товары, но и привезенные из-за пределов княжеств — из стран Восточной, Центральной, Северной и Западной Европы. Благодаря импорту местным мастерам стали доступны образцы декоративно-прикладного искусства из различных центров и школ.
Период XIII-XVI вв. стал новым качественным этапом в развитии художественной обработки металлов. Отдельные мастерские ремесленников (лудвизары, кузнецы) занимались в основном производством крупных предметов: пушечных стволов, колоколов, кованых литых элементов для зданий - решеток, заборов, флюгеров, ковки ворот и т. д. Изготавливали также мелкие предметы домашнего обихода, такие как подсвечники, лампы, изделия из металла, некоторые виды посуды и приспособлений для печей и каминов.
В истории белорусского декоративно-прикладного искусства XVIII века металлические изделия занимают исключительное место. Это была одна из наиболее значительных ее отраслей, о чем можно судить по числу мастеров, работавших в городах — кузнецов, медников, слесарей, ювелиров, оружейников, лудвизаров и конвизаров. Как видно из приведенного списка профессий, он практически не изменился по сравнению с 17 веком. Ассортимент продукции. В его состав входили предметы, использовавшиеся в быту, и произведения высокого искусства, предназначенные для дворцовых и культовых интерьеров, парковые ансамбли, колокола, вещи церемониального характера, а также оружие. Для их выполнения требовалось большое количество железа, которое добывалось в местных условиях, чугуна и привозных цветных металлов или сплавов: меди, бронзы, олова, латуни, серебра.
Разнообразие форм и богатство декора определяют облицовки и мотивы, выполненные белорусскими мастерами XVIII века. Среди них есть настоящие шедевры ювелирного искусства. История сохранила очень мало имен авторов, произведения подписывались в редких случаях, и лишь архивные материалы содержат скромные сведения о том, что отдельные произведения были выполнены конкретными личностями. Так, например, материалы магистрата Давыд-Городк (Столинский район, Брестская область) за XVIII век. Названы около 15 местных ростовщиков. Есть также документы, касающиеся Могилева, Полоцка, Минска, Гродно, Слуцка, Новогрудка и Слонима. Вильнюс был одним из значительных центров художественной обработки металлов и ювелирных изделий. Белорусские мастера также ездили учиться к работавшим здесь мастерам, что позволяет признать большую роль этого центра в развитии отечественного декоративно-прикладного искусства.
Прекрасным образцом богослужебного сосуда является чаша для освящения воды из церкви Рождества Богородицы в г. Масаланы (Береставицкий район, Гродненская область, первая половина XIX века). В ее решении черты ампира прослеживаются достаточно четко, о чем свидетельствуют форма специально изогнутых ручек, их изящные пропорции, использованный мотив аканта.
Работа по изучению коллекции художественного металла сотрудниками музея древнебелорусской культуры велась на протяжении многих лет. Предметы, имеющие клейма или надписи, были атрибутированы на основании указанных в них фактических данных, а при отсутствии клейм или невозможности их прочесть – по стилистическим признакам или по аналогии с датированными памятниками.
На сегодняшний день коллекция художественного метала, находящаяся в фондах отдела древнебелорусской культуры, содержит произведения декоративно-прикладного искусства, созданные из различных сплавов металлов, выполненные в разнообразных техниках художественной обработки металла. Некоторые экспонаты коллекции состоят из частей, либо включают в себя группу из нескольких предметов.
Большую часть коллекции составляют произведения сакрального назначения. Среди них: оклады икон, фрагменты и короны, а также оклады или накладки Евангелия – всего 28 предметов; подсвечники и бра для свечей – 17 предметов; колокола – 16 предметов; литургические предметы, используемые при совершении православной литургии или латинской (католической) мессы, такие как дискосы, звездицы, лжицы, потиры, келихи и т.п. – 15 предметов; миниатюрные литые иконки и кресты – 8 предметов; складни – 7 предметов; разнообразные предметы церковной утвари (дарохранительницы, реликварии, кануны, лампады и др.) – 15 предметов; кованые кресты различного назначения (башенные, надмогильные и т.д.) – 9 предметов. Часть предметов коллекции художественного металла можно отнести к светской культуре (хотя некоторые из этих предметов были найдены в храмах). Эту часть составляют: разнообразные произведения художественного металла утилитарного назначения (элементы одежды: пуговицы, пряжки; предметы интерьера: дверные накладки, и пр.) – всего 17 предметов; различные декоративные сосуды, посуда из металла (чаши, рюмки, кувшины, сахарница и т.п.) – 17 предметов; фрагменты гербов – 11 предметов (составляют 2 герба).